Награды и звания учителей

У человека всегда существовала и будет существовать потребность в знаках отличия, наградах.  Нет общества, не знающего наград. Не осталась в стороне и система образования…

В 1884 г.  появился общий устав Императорских университетов. На всех факультетах, кроме медицинского, устанавливались две ученые степени  – магистра и доктора. Вскоре было принято положение кабинета министров об установлении особых нагрудных знаков отличия для лиц, удостоенных Императорскими российскими университетами ученых степеней магистра и доктора на следующих факультетах: историко-филологическом, физико-математическом, юридическом и восточных языков. А 30 декабря 1889 г. утверждается особый золотой или серебряный позолоченный жетон для окончивших курс Императорских российских университетов. Жетон должен был быть обязательно именным, на его оборотной стороне указывались год окончания курса и фамилия награжденного. В первые послереволюционные годы в связи с общей экономической ситуацией в стране  приобрела популярность лаконичная ромбовидная форма знаков отличия (так и осталась впоследствии).

Согласно Указа 1945 г. «Об учреждении нагрудного знака для лиц, окончивших государственные университеты» утверждено Положение о нагрудном знаке для лиц, окончивших государственные университеты, образец нагрудного знака и его описание. За основу был положен дореволюционный знак университета – синий ромб. Согласно Положению о нагрудном знаке «лицам, окончившим государственные университеты в период с 1918 г. по1945 г., нагрудные знаки выдаются теми государственными университетами, в которых они обучались». Впервые вводились правила ношения нагрудных знаков: «…носится на правой стороне груди ниже орденов и медалей СССР». Положение о нагрудном знаке, к сожалению, не определяло, что знак должен быть именным, что сохранилось и в дальнейшем.

На основании Постановления Совета Министров СССР Министерством высшего и среднего профессионального образования СССР издан Приказ от 8 апреля 1961 г. , которым решено «Ввести с 1 января 1961 г. для окончивших советские высшие учебные заведения единую форму нагрудных академических знаков»:

«Нагрудный академический знак имеет форму слегка выпуклого ромба, покрытого эмалью в зависимости от типа высшего учебного заведения. В верхней части знака на фоне эмали помещается накладное золотистого цвета изображение герба Советского Союза. В нижней части знака помещается эмблема высшего учебного заведения данного типа». Определены типы вузов, цвет эмали и эмблемы знаков:

1)      университеты  – синий  (нет эмблемы);

2)      технические вузы – синий (скрещенные ключ и молот);

3)      сельскохозяйственные вузы – зеленый (сноп пшеницы);

4)      педагогические и библиотечные вузы – голубой  (раскрытая книга);

5)      экономические, юридические, физкультурные и другие гуманитарные вузы – светло-синий  (раскрытая книга);

6)      медицинские вузы – красный  (чаша со змеей);

7)      вузы искусства – темно-красный  (лира, перекрещенная кистью и стрелой с оперением).

С этого времени впервые появился термин «академический нагрудный знак». До этого знаки об окончании учебных заведений назывались знаками, значками, жетонами. Появилось и деление нагрудных знаков на виды: академические, нагрудные знаки организаций, нагрудные знаки отличия, должностные, воинские, юбилейные.

Сегодня популярность знаков за окончание учебных заведений по-прежнему очень высока. Этому способствует все более возрастающее стремление к корпоративности, а знаки традиционно являются лучшим способом подчеркнуть принадлежность к тому или иному учебному заведению. Система наград и званий учителей имеет несколько уровней:

  • международный,
  • федеральный,
  • региональный,
  • городской,
  • школьный.

Награды учителей подразделяются на:

  • государственные (Медали, Ордена, Знаки отличия, Народный учитель РФ,Заслуженный учитель РФ);
  • отраслевые (Грамота и Благодарность Министерства образования РФ, Отличник Народного Просвещения, Почетный работник общего образования РФ);
  • региональные (Почетная грамота, Грамота, Благодарность, Благодарственное письмо Краевой/Областной Думы, Губернатора, директора Департамента образования и науки Края/Области, иных организаций регионального уровня);
  • муниципальные (Почетная грамота, Грамота, Благодарность, Благодарственное письмо городской Думы, Мэра, директора Департамента образования  Администрации города, Городского информационно-методического центра, иных организаций городского подчинения);
  • вузовские/школьные (Почетная грамота, Грамота, Благодарность, Благодарственное письмо директора школы)

Отраслевые награды как форма поощрения и стимулирования работников сферы образования за заслуги и достижения в воспитании, образовании, науке, экономике представлены следующими видами наград:

  •  медаль К.Д.Ушинского;
  • нагрудный знак «Почетный работник общего образования РФ»;
  •  нагрудный знак «Почетный работник начального профессионального образования РФ»;
  • нагрудный знак «Почетный работник среднего профессионального образования РФ»;
  •  нагрудный знак «Почетный работник высшего профессионального образования РФ»;
  • нагрудный знак «За милосердие и благотворительность»;
  • Почетная грамота Министерства общего и профессионального образования РФ;
  • Благодарность Министерства общего и профессионального образования РФ.

В системе образования РФ есть высшая награда, которая вручается деятелям науки за заслуги в области развития педагогических наук – медаль имени К.Д. Ушинского.

Медаль К.Д. Ушинского 300x138 Награды и звания учителей

Эта награда была учреждена постановлением Совета Министров РСФСР 25 мая 1946 года к 75-летию со дня смерти Константина Дмитриевича Ушинского. Ею награждались не только педагоги-практики, добившиеся особенных успехов в педагогическом труде, но и авторы учебников, зарекомендовавших себя как самые ясные и полезные. Вместе с медалью в 1946-м году были также учреждены стипендии и премии имени К.Д. Ушинского, предназначенные для поощрения молодых талантливых педагогов. С 2010 г. этой медалью стали награждать педагогических работников и деятелей в области педагогических наук, внесших значительный вклад в разработку вопросов теории и истории педагогических наук, в совершенствование методов обучения и воспитания подрастающего поколения, культурного и нравственного развития личности, в создание лучших учебников.

Реклама

12 комментариев

Filed under Образовательная фалеристика

12 responses to “Награды и звания учителей

  1. Катерина

    интересная статья)
    а я знаю, еще есть Малая Нобелевская премия республики Коми — награда, которая вручается школьникам Республики Коми, достигшим наибольших успехов в обучении, исследовательской, творческой и спортивной деятельности, а также их учителям и воспитателям.

  2. Анастасия

    Интересно 🙂
    но про «популярность знаков за окончание учебных заведений по-прежнему очень высока» не соглашусь. Я не видела нагрудные знаки..хотя, может нужно присмотреться

  3. Мазурова Мария

    хорошо что учителям дают награды, они заслужили

  4. Мазурова Мария

    а учителям в школе, так вообще памятники надо ставить.

  5. Мария

    Свои награды, практически, в каждой сфере деятельности есть. Главное её заслужить, а это не каждому под силу.

  6. Марина

    Мне кажется,что учитель как никто другой достоин наград, за свою нелёгкую, но всё же любимую работу, доброту, самоотдачу и т.д.)

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s